Духовные принципы йоги. Йога – метод духовного самопознания.

27 Май 2014

Представляем вашему вниманию замечательный реферат-эссе Андрея Дроздова – инструктора йоги, выпускника Школы инструкторов йоги Федерации йоги России, группа «Апрель-2014».

Почему я выбрал эту тему? На одной из наших лекций на курсе я понял, что практически для каждого инструктора объяснить, что такое Йога, является большой проблемой.

Как это сделать? Невозможно изобрести велосипед, учитывая тот факт, что его уже изобрели до тебя. Но, изменив форму и оставив главные принципы, ты сможешь стать изобретателем. Ты понимаешь, что тебе, как инструктору, придется в какой-то момент отвечать на вопросы. Хорошо, когда ты подготовлен и твой четкий и грамотно построенный ответ сразу даст ученику понимание. А если нет, то будет поставлена под удар твоя компетенция как специалиста. И все же мы будем отвечать на вопросы по мере их поступления. На мой взгляд, ответ должен звучать без использования абстрактных категорий. Вы можете сказать ученику, что Йога принесет ему счастье, то на последующий, логичный вопрос – какое счастье? – Вы уже не сможете ответить. Потому как эта категория очень индивидуальна. Первая задача, инструктора выяснить какие цели преследует человек, который пришел к вам заниматься. И лучше, как я это вижу, можно сделать, дав ему анкету на первом занятии. Вопросы в анкете дадут человеку понять всю серьезность подхода и вашу заботу к нему. Новичок, и не только новичок, проникнется этим моментом и дома, в спокойной обстановке, ответит на вопросы.

Целей, у пришедшего к Вам, может быть две. Две основных и несколько второстепенных, которые, скорее всего, человек выразит как одну из основных. Ну, не станет же он (она) писать, что просто пришел/а за компанию, от нечего делать, времени вагон или деньги девать некуда. Хотя и такое всегда возможно. Тогда такого человека нужно быстро переориентировать в нужную нам сторону.

Итак, причины. Их две: первая – это здоровье, здесь все просто, вторая – здоровье и духовный рост. Люди могли когда-нибудь слышать, либо где-то читать, что занятия Йогой могут помочь расти духовно. А вот здесь уже все сложно. В такой ситуации не обойтись каким-то стандартным красивым ответом, и не ограничиться 2-3 предложениями. На это потребуется время и вам придется действительно серьезно рассказать вашему человеку правду о Йоге. Ваша честность будет служить показателем отношения к новичку, как к личности.

Означает ли это, что вы как-то обманули первую категорию. Абсолютно нет. И в этом случае Вы сказали только правду, только в сжатом формате. В том формате, который был необходим вашему новичку. Да еще может быть третья причина – терапевтическая. Это еще сложнее, чем в обоих предыдущих случаях. Если вы не являетесь специалистом в области анатомии, физиологии и Аюрведе, не знакомы с мануальной терапией, то однозначно не стоит браться за таких новичков. Терапией (лечением) занимаются более компетентные люди. Но какие-то незначительные, не обостренные состояния можно исправить с помощью асан. Но лучше всего отправить его к специалисту, лучше к знакомому, за консультацией, чтобы избежать осложнений. Всегда помните об ответственности, которую берете на себя и о главном принципе работы – «Не навреди!»

Сейчас я не стану подробно останавливаться на разных вариантах ответов относительно огромной пользы йоги для оздоровления организма – это исключительно момент творческий и личный. Каждый себе выберет самое точное, на его взгляд, определение возможностей Йоги. И очень подробно остановлюсь на второй причине, потому как этот аспект считаю самым важным.

Все мы знаем, что люди задают вопросы от непонимания, незнания, неведения. И в этом смысле и я не являюсь исключением, потому что тоже ищу ответы на свои вопросы. Нас, как будущих инструкторов, а кого-то уже и нынешних, интересует, а в чем же суть 8-ми ступенчатой Йоги – Аштанга или Хатха-Йоги. Вроде все просто, на первый взгляд, как в матрешке, дойди до самой маленькой и все. 8 ступеней, дошел до 8-ой, освоил и стал йогом. Научился завязываться в узел, делать очень сложные асаны и управлять энергетическими потоками. Даже научился дыхание останавливать… И что?! Достиг Самадхи, и что?!

Главный вопрос – что дальше, неужели на Самадхи все заканчивается? И для чего тебе нужна эта Самадхи, что ты будешь с ней делать? И что же такое Йога на самом деле?

Те, кто приходит в Йогу, делают это по разным причинам, и возможно ответы будут не одинаковые, в чем-то схожие, а в чем-то различные. Для меня это самый глубокий философский вопрос и он действительно стоял. До какого-то времени.

Ответ я нашел в одном из величайших философо-поэтических произведений, одной из основных священных книг мира, квинтэссенции духовной мудрости Индии – Шримад Бхагавад-Гите (буквальный перевод – «Песнь Бога»). В ней Сам Господь, Шри Кришна, давая наставления Своему близкому спутнику Арджуне, раскрывает собственную природу, а также природу и предназначение человека и описывает способы достижения истинного совершенства и успеха в жизни. Автор «Бхагавад-Гиты как она есть» А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада – принадлежит к духовной традиции, первым учителем которой является Сам Кришна. При этом его перевод и комментарий позволяют читателю понять «Бхагавад-Гиту» так, как её издревле понимают в самой Индии.

Необходимо сказать несколько слов об авторе, чтобы убрать все возможные сомнения по поводу его авторитетности, в этом вопросе. В 54 года Шрила Прабхупада отошел от семейной жизни, чтобы больше времени посвящать изучению и написанию духовной литературы. Он поселился в священном городе Вриндаване, где жил очень скромно в храме Радхи-Дамодары. В 61 год он полностью отрёкся от мира, приняв санньясу. За годы своей жизни Шрила Прабхупада выпустил более 50 томов переводов с комментариями и авторитетных изложений индийских классических трудов по философии и религии. Шедевром его работ можно по праву считать «Шримад – Бхагаватам» («Бхагавата – Пураны»), классическое произведение на санскрите, состоящее из 18 тысяч стихов. Произведения Шрилы Прабхупады составляют подлинную энциклопедию ведической культуры, философии, религии и литературы.

Вот как отреагировала президент Индии, Пратибха Девисингх Патил:

«Я с радостью узнала о том, что «Бхагавад-Гита как она есть» А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады переведена на 90 языков и распространяется по всему миру. Послание Господа Кришны, которое несет «Бхагавад-Гита», актуальна во все времена. Эта философия имеет огромное значение и ценность для современного общества, она способствует утверждению духовности, единства и мира на планете… Желаю «Бхагавад-Гите как она есть» огромного успеха».

Итак, я перехожу к непосредственному изложению сути моего вопроса. Мне пришлось очень сильно сократить материал. Еще раз хочу напомнить, что это лично мой взгляд на этот вопрос и, если кому-то он покажется неполным, то самостоятельно всегда можно вникнуть глубже.

Цитаты из «Бхагавад-Гита как она есть», глава 6.

Текст 1. Глава 6.

Верховный Господь сказал: Тот, кто не привязан к плодам своего труда, но действует, верный своему долгу, воистину отрекся от мира. Именно он – настоящий йог, а не тот, кто не зажигает огня и не исполняет своих обязанностей.

КОММЕНТАРИЙ: В этой главе Господь описывает практику восьмиступенчатой йоги, позволяющую обуздать ум и чувства. Однако обыкновенным людям, особенно в век Кали (последняя из Юг, Кали-Юга, временной период 430 000 лет), очень трудно заниматься этим видом йоги. Каждый в этом мире трудится чтобы содержать свою семью: никто не работает бескорыстно, не стремясь прямо или косвенно удовлетворить потребности своих чувств. Части тела работают на благо всего тела. Различные органы действуют не ради удовлетворения самих себя, а для того, чтобы удовлетворить потребности всего организма. Точно также человек, который трудится не ради себя, а ради удовлетворения Высшего Целого, – это совершенный санньяси, или совершенный йог.

Текст 3. Глава 6.

Говорится для того, кто только начал заниматься восьмиступенчатой йогой, средством достижения цели служит деятельность (карма), а для того, кто достиг совершенства, средством становится полное прекращение материальной деятельности.

КОММЕНТАРИЙ: Процесс воссоединения живого существа со Всевышним называется йогой. Его можно сравнить с лестницей, ведущей к вершине духовного самопознания. На низшей ступени этой лестницы стоит тот, кто находится в обусловленном состоянии (обычные люди, то есть мы с вами), а поднявшись на высшую ступень, живое существо очищается от материальной скверны и осознает свою духовную природу. Ступени этой лестницы, соответствующие разным уровням духовного развития, носят разные названия. Но лестницу в целом называют йогой, разделяя её на три части: гьяна-йогу (путь познания Абсолютной Истины с помощью размышлений и философии), дхьяна-йогу (медитационная йога) и бхакти-йогу (йога преданного служения). Того, кто стоит на низшей ступени этой лестницы, называют йогарурукшу, а на высшей – йогарудха.

Приступив к практике восьмиступенчатой йоги, йог должен следовать определённым правилам, которые упорядочивают жизнь и выполнять различные асаны (физические упражнения), что поможет ему войти в состояние медитации. Эти занятия относятся к категории материальной деятельности. Они помогают привести в равновесие ум и обуздать чувства. А когда йог достигает совершенства в медитации, он прекращает всякую материальную деятельность.

Текст 4. Глава 6.

Говорят также, что йог достигает совершенства, когда, полностью избавившись от материальных желаний, перестаёт искать чувственных удовольствий и заниматься материальной деятельностью.

Текст 5. Глава 6.

С помощью ума человек должен освободиться из материального плена, а не деградировать, опускаясь в низшие формы жизни. Ум может быть и другом обусловленной души, и её врагом.

КОММЕНТАРИЙ: Цель йоги – обуздать ум и освободить его от привязанности к объектам чувств. Здесь особо подчеркивается, что ум необходимо приучить действовать так, чтобы он смог вытащить обусловленную душу из трясины неведения. В материальном мире живое существо находится во власти собственного ума и чувств. В Ведах сказано: «мана эва манушийанам каранам бандха-мокшайох бандхайа вишгайасанго муктйам нирвишайам манах» – «Ум может стать причиной рабства, а может и привести к освобождению. Поглощённый мыслями об объектах чувств, ум превращает человека в раба, а отрезанный от этих чувств, освобождает его (Амрита-бинду-упонишад, 2)»

Текст 6. Глава 6.

КОММЕНТАРИЙ: Цель восьмиступенчатой системы йоги – обуздать ум и сделать его своим другом, который поможет исполнить предназначение человеческой жизни. До тех пор пока человек не обуздает ум, все его занятия йогой будут лишь пустой тратой времени. Когда же нам удается обуздать его, он добровольно соглашается исполнять указания Верховного Господа, находящегося в сердце каждого в образе Параматмы (Сверхдуша, форма духовного Господа Вишну, в которой Он находится в сердце каждого живого существа). Истинная йога дает человеку возможность ощутить присутствие Параматмы в своем сердце.

Текст 7. Глава 6.

Тот, кто обуздал ум, уже осознал Сверхдушу, ибо обрел умиротворение. Для такого человека не существует разницы между счастьем и горем, жарой и холодом, почетом и бесчестьем.

Текст 8. Глава 6.

Человек, который овладел истинным знанием и, применяя его на практике, обрел полное удовлетворение, считается осознавшим свое «Я» и называется йогом, или мистиком. Такой человек находится на духовном уровне и всегда остается невозмутимым. Он не видит различия между булыжником, галькой и золотом.

КОММЕНТАРИЙ из текста 59, главы 2, Краткое изложение «Б-Г»

До тех пор пока человек не достигнет духовного уровня, он не сможет полностью отказаться от чувственных удовольствий. Предписания шастр, ограничивающие эти удовольствия, можно сравнить с диетой, налагающей ограничения на употребление тех или иных продуктов. Однако нельзя сказать, что больному нравятся подобные ограничения или что у него пропадает вкус к запрещенным блюдам. Подобно этому людям лишенным высшего знания, шастры предписывают ограничить деятельность своих чувств с помощью духовной практики, такой как аштанга-йога, состоящей из ямы, ниямы, асан, пранаямы, пратьяхары, дхараны, дхьяна и самадхи.

КОММЕНТАРИЙ из текста 10, главы 6

Йог должен принимать только то, что благоприятно для его духовного развития, и отвергать все, что может ему помешать. Он также должен решительно избавиться от желания обладать излишними материальными вещами, которые лишь обременяют его, поощряя в нем собственнические чувства.

Тексты 11-12. Глава 6.

Для занятий йогой надо найти чистое уединенное место, постелить на землю циновку из травы куша, покрыв её оленьей шкурой и мягкой тканью. Сидение не должно быть слишком высоким или, наоборот, слишком низким. Усевшись как следует, можно приступить к практике йоги.

Текст 3-14. Глава 6.

Держа корпус, шею и голову на одной линии, йог должен сосредоточить взгляд на кончике носа. Успокоив и обуздав ум, избавившись от страха и полностью отказавшись от половой жизни, он должен устремить свой мысленный взор на Мой образ в сердце и сделать Меня своей высшей целью.

КОММЕНТАРИЙ: Высшей целью в жизни является Кришна, а цель йоги постичь – вишну-мурти (это полная экспансия Кришны) в своем сердце. Для этого полностью надо отказаться от половой жизни, поэтому йог должен уйти из дома и жить в уединенном месте, занимаясь йогой, как описано выше. Йогом невозможно стать, ежедневно предаваясь плотским утехам дома или в каком-нибудь другом месте и посещая занятия в так называемом обществе йоги.

Слова от себя: Хочу сразу всех успокоить, в практике йоги отказ от половой жизни не означает мгновенного отказа, это так же как Вы не сможете сразу научиться медитировать, к примеру. Но, при постоянной практике человек постепенно избавляется от полового влечения.

Текст 15. Глава 6.

Держа под постоянным контролем деятельность своего тела и ума, йог-мистик окончательно подчиняет ум своей власти и, прекратив материальное существование, достигает царство Бога.

КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе ясно сформулирована конечная цель практики йоги. Йогой занимаются не для того, чтобы получить какие-то материальные блага, а для того, чтобы раз и навсегда покончить с материальным существованием. Согласно «Бхагавад-Гите», тот, кто практикует йогу, чтобы поправить здоровье или обрести те или иные материальные совершенства, не является йогом. Кроме того, прекратить материальное существование вовсе не означает полностью раствориться в некой мифической пустоте. В творении Бога нет пустоты. Прекратит материальное существование – значит войти в духовный мир, обитель Господа. В обители Господа не нужны ни солнце, ни луна, ни электричество. Все планеты духовного мира излучают свет, подобно солнцу в материальном мире.

Текст 15. Глава 6.

О, Арджуна, человек никогда не станет йогом, если он ест слишком много или слишком мало, спит слишком много или спит недостаточно.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь Кришна рекомендует йогам упорядочить свое питание и сон. Есть слишком много – значит, есть больше, чем нужно для того, чтобы поддерживать тело. Людям нет необходимости питаться мясом животных, так как природа дает им вдоволь зерна, овощей, фруктов и молока. Эта простая пища согласно «Бхагавад-Гите», является пищей в гуне благости (или саттвической), тогда как мясо – это пища в гуне невежества (или тамостическая).

От себя: все мы помним о трех гунах: в буквальном переводе с санскрита «веревка», а также «качество, свойство». Саттва-гуна – гуна благости; раджо-гуна – гуна страсти и тамо-гуна – гуна невежества. Это категории философии санкхьи. Гуны определяют образ жизни, мышления и деятельность души, на которую они влияют.

Йогой не способен и заниматься тот, кто искусственно воздерживается от еды, придумывая собственные правила голодания и поста. Человеку следует поститься только по указаниям шастр. Тот, кто слишком много ест, по ночам видит много снов и поэтому спит больше, чем необходимо. Тот, кто спит больше 6 часов, несомненно, находится под влиянием гуны невежества. Человек в гуне невежества ленив и любит долго спать. Он не способен должным образом заниматься йогой.

Тексты 20-23. Глава 6.

Когда йог достигает этой ступени совершенства, именуемой трансом или самадхи, его ум полностью отстраняется от материальной деятельности. Благодаря чистоте ума он способен видеть свое истинное «Я», и оно становится для него источником радости и счастья. Обретая удовлетворение, йог своими духовными чувствами ощущает безграничное духовное блаженство. Постигнув истину, он уже никогда не забывает её и считает, что нет ничего, превыше её. Такой человек не теряет самообладания, даже сталкиваясь с величайшими трудностями. Вот подлинная свобода от страданий, возникающих от соприкосновения с материальным миром.

КОММЕНТАРИЙ: Занимаясь йогой человек, постепенно избавляется от материальных представлений о жизни. Это основной принцип йоги. В результате йог входит в состояние транса или самадхи, в котором он с помощью одухотворенного ума и разума постигает Сверхдушу, но при этом не отождествляет себя с ней. Практика йоги в значительной степени основана на учении Патанджали. Патанджали Муни (муни – мудрец) признает существование духовного блаженства и его можно ощутить духовными чувствами. В своих «Йога-сутрах» великий мудрец говорит, что внутренняя энергия духовна по природе. Это именно та энергия, которая помогает человеку вырваться из материального плена. Господь Кришна назвал это – очищением зеркала ума. Такое очищение и есть истинное освобождение из материального плена, и соответствует понятию нирваны, которая также является лишь предварительной ступенью. В системе йоги различают два вида Самадхи: сампрагьята-самадхи – это духовный транс, которого достигают путем философских изысканий. И второй – асампрагьята-самадхи – полное отрешение от материальных удовольствий, в виду того, что человека больше не привлекает счастье, источником которого являются материальные чувства. Достигнув этого трансцендентного положения, йог уже никогда не лишается его. Современная же, так называемая йога, допускающая различные формы чувственных удовольствий, противоречит этому принципу йоги. Йог, который не отказывается от половой жизни и одурманивающих веществ, является пародией на йога. Даже тех, кто занимается йогой, стремясь обрести сиддхи (мистические способности) нельзя считать совершенными йогами. Люди, которые прельщаются побочными продуктами йоги, не смогут достичь совершенства. Поэтому те, кто стремится поразить воображение людей акробатическим трюками и мистическими сиддхами, должны знать, что они потеряли из виду истинную цель йоги.

Тот, кто пытается заниматься йогой и в то же время предается мыслями о мирских удовольствиях, похож на человека, который старается разжечь костер и в то же время поливает дрова водой. Для того, чей ум не обуздан, занятия йогой становятся пустой тратой времени. Такое подобие йоги может принести материальный доход, но оно не поможет человеку постичь свою духовную природу.

Текст 37. Глава 6.

КОММЕНТАРИЙ: В «Бхагавад-Гите» описан путь самопознания. В основе самопознания лежит понимание того, что живое существо отлично от материального тела и что оно может быть счастливо лишь там, где жизнь вечна, исполнена знания и блаженства. Это духовный уровень, превосходящий уровень тела и ума. Познать свою духовную природу можно с помощью гьяна-йоги, восьмиступенчатой йоги или же бхакти-йоги. Тот, кто следует по одному из этих трех путей, должен познать изначальное положение живого существа, его связь с Богом, а также то, каким образом оно может восстановить эту связь и достичь высшей ступени совершенства. Человек может быть искренним в своем стремлении к самоосознанию, однако в нынешнюю эпоху очень трудно заниматься гьяна-йогой (с помощью философии) или 8-ми ступенчатой йогой. Поэтому, даже если он постоянно прилагает усилия, на его пути возникает множество препятствий. Главное из них – недостаток серьезности и решимости следовать избранному пути. Встать на путь самоосознания – значит, по сути дела, объявить войну иллюзии. Обусловленная душа (все мы с вами) уже однажды попалась в сети гун материальной природы и в любой момент снова может стать их жертвой, даже если занимается духовной практикой.

Текст 41. Глава 6.

Йог, не сумевший достичь совершенства, после смерти долгие годы наслаждается жизнью на райских планетах, где живут благочестивые существа, а затем рождается в семье праведников или богатых и знатных людей.

Если йог сошел с духовного пути, пройдя большую (ударение на букву О) его часть он появляется на свет в семье людей, глубоко постигших духовную науку. Редко кому в этом мире выпадает такая удача.

Текст 46.

Йог намного превосходит аскета, философа и человека, стремящегося к плодам своего труда. Поэтому, о Арджуна, не взирая ни на что, стань йогом.

КОММЕНТАРИЙ: Говоря о йоге, мы имеем в виду процесс соединения нашего сознания с Высшей Абсолютной Истиной. Люди называют его по-разному, в зависимости от избранного ими метода духовного самопознания. Когда этот процесс главным образом связан с кармической деятельностью, его называют карма-йогой, когда он основывается на философских изысканиях, его называют гьяна-йогой, а когда в нем преобладает преданное служение Верховному Господу, его называют бхакти-йогой.

Заключение.

Бхакти-йога является высшей ступенью лестницы йоги. Все остальные виды йоги не более чем средства достижения бхакти. Строго говоря, слово Йога означает именно бхакти-йогу, а все прочие виды йоги – это ступени, позволяющие прийти к бхакти-йоге. От начала карма-йоги и до вершин бхакти-йоги лежит длинный путь духовного самопознания. Он начинается с деятельности без стремления к плодам своего труда. Когда, человек практикующий карма-йогу, обретает духовное знание и избавляется от привязанности к мирским наслаждениям, он поднимается на уровень гьяны-йоги. А когда к гьяне-йоге он добавляет физические и дыхательные упражнения и медитацию, объектом которой является Сверхдуша, он достигает ступени аштанга-йоги. Поднявшись выше уровня аштанга-йоги, человек приходит к служению Верховной Личности Бога (конечно, у каждого могут быть свои религиозные взгляды и предпочтения, но если мы рассматриваем йогу из первоисточников, то Верховная Личность Бога это есть Кришна) и это и есть бхакти-йога – вершина лестницы йоги. В сущности, бхакти-йога является высшей целью, но, чтобы овладеть этой наукой, необходимо также понять суть всех остальных методов йоги. Тех, кто, достигнув определенной ступени йоги, останавливаются на ней и не идут дальше, называют соответственно карма-йогами, гьяна-йогами, дхьяна-йогами, раджа-йогами, хатха-йогами и т.п.

Вот некоторые из принципов бхакти-йоги, позволяющие обрести сознание Кришны, которое является ступенью совершенства в науке Йога.

Заключение от себя:

Я понимаю, что невозможно просто передать словами то, что в действительности можно чувствовать по отношению к Йоге, как к науке или как к образу жизни. Я следую, пути бхакти-йоги, это йога преданного служения, и я верю в Божественное начало всего, что было когда-либо создано. Но многие стесняются или попросту боятся упоминать имя Господа, в процессе самопознания. А что есть самопознание? Что такое познавание своей природы? Прежде всего, надо подумать о своем предназначении. И вопросы отношения к определенной религии здесь не первостепенны. Так уж сложилось, что йогу поведал ни Иисус (причем, не Господь, а лишь сын Его) и не Аллах и не какой-либо другой авторитетный деятель. Если учение Йоги было поведано Господом Шри Кришной, первосоздателем всего что нас окружает в этом мире и за его пределами, то, как минимум стоит призадуматься об этом. Ведь здесь не нужно принимать всю религию как таковую. Лично для меня, Аштанга-йога – это моя кармическая деятельность, которая даст мне, прежде всего здоровье для тела, материальные средства для жизни и продвинет меня в понимании управления тонкими энергиями. Что в свою очередь я буду пытаться передавать своим ученикам.

Харе Кришна! Всех Вам благ! Будьте здоровыми и телом и душой!

~ Андрей Дроздов,
инструктор йоги,
выпускник Школы инструкторов йоги Федерации йоги России, группа «Апрель-2014»

Андрей Дроздов, инструктор йоги, выпускник Школы инструкторов йоги Федерации йоги России, группа Апрель-2014

Пожалуйста, поделитесь статьей с друзьями: