Свадхьяя. Знать или не знать – вот в чем вопрос?

23 Окт 2015

Из принципов ниямы четвертый – свадхьяя – имеет особое значение. Если обратиться к определению: «Сва» значит «собственное» или «свое», «Ад-хья’я» переводится как «исследование», «изучение» (буквально – «приближение к чему-либо»). Таким образом, «свадхьяя» означает самопознание, самонаблюдение, изучение самого себя, приближение к своей сути.

Один из смыслов свадхьяи, как ниямы саморазвития, заключается в том, что наша жизнь представляет собой нескончаемый процесс обучения. Как только мы его останавливаем, то начинаем двигаться в сторону смерти. В памяти всплывает фраза из глубокомысленного и неоднозначного произведения Льюиса Кэррола «Алиса в Зазеркалье»:

«Ну а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, а чтобы попасть в другое место нужно бежать вдвое быстрее».

Ученые-психологи в своих исследованиях неоднократно приходили к выводам, что почти половина признаков старения заключается в природе психологии человека. Сюда же можно отнести и такое понятие, как «утрата искры», т.е. потеря интереса в жизни, а это чаще всего проявляется в том, что человеку перестает быть интересным учиться и развиваться. И, наоборот, вы наверняка не раз встречали людей, находящихся в уже почтенном возрасте, но с ясными горящими глазами, множеством целей в жизни, силой и желанием двигаться дальше, открытых всему новому. С такими людьми приятно находиться рядом, они заряжают энергией, хотя, казалось бы, в цифровом исчислении жизнь уже практически прожита.

Поэтому, при рассмотрении принципа свадхьяи, йогу можно представить как метод перевоспитания, перенастройки, трансформации самого себя. Занимаясь поиском новых знаний, постижением самого себя, размышлениями о природе всего, изучением священных текстов, можно стать ближе к своей сущности. Сохраняя ясность и объективность ума, исследуя канонические йогические тексты, религиозную литературу, повторяя мантры, можно увидеть ту частицу Божественного в себе, о которой так много и так давно твердят многие философские и религиозные учения всего мира.

«В какой степени мы продвинулись в изучении себя, в такой степени мы находим связь с божественными законами и мудрецами, донесшими их до нас».

~ «Йога-Сутры» Патанджали

Существует мнение, что у невежества нет начала, но есть конец. Обратная зависимость прослеживается в знаниях – они имеют начало, но бесконечны. Занимаясь свадхьяей, человек будто пишет и читает собственную книгу жизни, направляет ее в нужное русло, корректирует, используя все новые и новые знания. И чем более осознанно он подходит к этому процессу, тем ближе это будет к йоге, пока не станет самой йогой. Пребывание в сознании своего внутреннего «Я» связывает нас с Высшим, божественным «Я», самой сутью мироздания.

Каждый раз, когда вы решаете получить новый навык, прочитать интересную, развивающую книгу, изучить священные тексты или даже поехать в новое, неизученное место, например, на ритрит-випасану, вы делаете шаг по направлению к осознанной жизни и к ответам на те вопросы, на которые, как говорится, ни Google, ни Яндекс, и никто кроме вас ответить себе не сможет.

«Говорят, что Знание – это Сила. Изучая свой внутренний мир, знакомясь с принципами существования Природы, наблюдая, анализируя и делая разумные выводы, человек совершает меньше жизненных ошибок, что значительно усиливает степень его счастья и удовлетворённости.

Самопознание – основа самореализации.

Йога учит, что счастье – это изначальное состояние человека, его суть и природа. Познавая себя и следуя своему призванию, мы находим свой жизненный путь, что в свою очередь помогает нам раскрыть свое внутреннее состояние безграничного и непреходящего удовлетворения, называемого в йоге «ананда».

~ В. Ладный

А вот, кстати, и…

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фото

Пожалуйста, поделитесь статьей с друзьями: