«Йога для недуховных»

30 Сен 2016

Однажды тихим весенним вечером к нам на почту пришло письмо с таким вопросом:

«Здравствуйте.

На данный момент я имею только физические данные для инструктора йоги. Никакой духовности нигде во мне нет, и ни в каком месте. (Естественно, я немного войду в курс дела к началу обучения. А если посоветуете литературу некоторую, то вообще замечательно). Скажите, пожалуйста, примут ли меня на курс хатха-йоги?

Спасибо.»

Хотелось бы, во-первых, еще раз поблагодарить автора за столь уместный вопрос, а, во-вторых, конечно же, рассказать, как мы на него ответили.

Итак, быть здоровым лучше, чем больным. С этим утверждением вряд ли кто поспорит. И для его реализации у человека сейчас есть широчайший выбор среди различных практик и видов спорта. Однако в отношении йоги лозунг «в здоровом теле – здоровый дух» применяется скорее в обратном порядке: «в здоровом духе – здоровый тел».

Йога, по большей мере, занимается духовной чистотой и здоровьем человека, хотя и телесных практик в ней тоже немало (которые зачастую служат для реализации первого). Но это лишь ее часть. Путь йоги – это интересное и увлекательное путешествие познания самого себя – «путь к себе».

На Пути йоги, без внешних эффектов и форм, многие события, понятия, явления приобретают истинные смыслы. Путь йоги – это путь зрелости и приобретения опыта познания собственного «Я», души, ощущение грани между сознательным и бессознательным, а также многое другое.

Вряд ли с этой точки зрения можно изучать йогу только по книгам, пусть даже и по «самым умным». Они будут либо не понятны, не интересны, либо, по крайней мере, просто запутают. Поэтому даже при всем желании не стоит специально читать что-либо перед началом обучения.

Обучение в Школе – это системные знания, которые в дальнейшем помогут ориентироваться в огромном объеме информации по йоге и находить нужную. Можно, конечно, читать все подряд, но вот только зачем? На одном из первых занятий вас уже сориентируют по вопросам литературы, чего хватит минимум на ближайшие 5 лет.

На поиски духовности

А теперь самое интересное – в корне заданного вопроса в свою очередь лежит другой вопрос – а что же собственно такое «духовность», и как это соотносится с йогой? Тут важно отметить, что духовность – это не «религиозность», это совершенно разные понятия, хотя религия и является одним из способов достижения или реализации духовности.

Духовность

Как отмечает социолог и доктор философии Айлин Баркер, духовность отличается от религиозности тем, что источником последней является внешний мир в виде предписаний и традиций, тогда как источником духовности является внутренний опыт человека.

Если заглянуть в Википедию (которая, конечно же, не является истиной в последней инстанции, но тем не менее, дает некоторые представления о некоторых вещах), то можно прочитать, что:

Духовность – в самом общем смысле – это совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций. Проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью. Духовные виды деятельности – это культура, искусство, этика и др.

Согласны, что такое определение мало что на самом деле «определяет», так как здесь ситуацию усложняет еще и неоднозначность понятия «духа». 🙂 Поэтому на наш взгляд большую ясность в этот вопрос вносит Андре Конт-Спонвиль в своем «Философском словаре»:

Заблуждается тот, кто сводит понятие духовности к религии, поскольку религия есть лишь один из способов духовной жизни. Так же заблуждается тот, кто путает духовность со спиритуализмом – одним из способов осмысления духовности. Разве только верующие обладают духом? Разве они одни наделены способностью им пользоваться? Духовность есть одно из измерений человеческой сущности, а вовсе не исключительный признак какой-либо одной церкви или одной школы.

Бывает ли духовность без Бога? А почему нет? Именно это качество традиционно называют мудростью или, по меньшей мере, одной из форм мудрости. Разве для того, чтобы чувствовать в себе живое дыхание духа, так уж обязательно веровать в Бога?

Древние римляне для обозначения духовного начала в человеке употребляли слово «spiritus», древние греки – слова «psyche» или «pneuma». И то, и другое, и третье этимологически связаны с понятием дыхания, то есть животворного дуновения. Но это означает, что граница между духовным и психическим достаточно прозрачна.

Любовь, например, может принадлежать и духовному, и психическому началу. Вера есть такой же объект психической жизни, как любой другой. Но, кроме того, вера есть духовный опыт. В общем, можно сказать так: все, что принадлежит духовной жизни, связано с психикой, но далеко не все проявления психики суть явления духовности. Психика есть совокупность многих элементов, высшей точкой (вершиной) которых является духовность.

В виду того, что многие путают духовность с религиозностью (а некоторых людей этот предрассудок вообще пугает), необходимо уточнить, что в йоге духовность – совсем не значит, что на занятиях нужно обязательно кому-то поклоняться (Шиве, Ганеше), обставляться статуэтками и иконами, петь сложносочиненные мантры и так далее.

Несмотря на то, что во многих источниках написано, что «йога – это практика, а не религия», это заблуждение тиражируется повсеместно. При этом путают различные направления буддизма и его положения с индуизмом, вайшнавизмом, а кто-то добавляет сюда еще даосизм, шаманизм и славянские практики.

Такое представление, скорее всего, существует из-за поверхностного изучения йоги. Кроме того, внешняя атрибутика (бусы, украшения, специфическая одежда, наряды и прочее) чаще всего служит лишь приемом привлечения клиентов в клубы и студии. Либо является естественным желанием молодых людей привлечь к себе внимание.

В своей книге Спонвиль также пишет:

Для верующих духовность имеет строго определенный объект (пусть и непознаваемый), который в качестве субъекта зовется Богом. В этом случае духовность – это встреча, это диалог, это история любви или семейная история. «Отче наш», говорят верующие, и это обращение не случайно. Чего здесь больше – духовности или психологизма? Мистики или искреннего чувства? Религии или инфантильности?

Атеист в этом смысле обездолен, но зато в нем меньше ребячества. Он не ищет Отца, к которому можно обратиться, и не надеется вступить с ним в диалог. Он не обретает ни любовь, ни семью. Он обретает Вселенную с ее бесконечностью и ее молчанием. С присутствием в ней всего сущего. Иными словами, не трансцендентность, а имманентность. Не Бог, а универсальное становление, включающее в себя и Бога тоже. Не субъект, а универсальное присутствие. Не Глагол или отдельное чувство, а универсальная истина. И пусть ему ведома лишь бесконечно малая частица этой истины, зато она включает в себя всю Вселенную целиком.

Духовность

Появление Интернета, доступа к невероятно огромным объемам информации (разного качества) привело к тому, что в подавляющем большинстве пропала тяга к «глубоким знаниям» и анализу. Понятие духовности гораздо сложнее и многограннее, если «присмотреться» к нему получше.

Коротко говоря, духовность предполагает, прежде всего, совокупность высоких морально-нравственных принципов как основу поведения. Это в свою очередь определяет действия человека, его образ жизни, его идеалы, чувства, стремления и помыслы, взаимоотношения с другими людьми и с окружающим миром. Духовность не имеет ничего общего с «магией», «мистикой», религиозным фанатизмом, догмами, установками, неоправданными лишениями и ограничениями.

Читать или не читать – вот в чем вопрос

«К тому приходит успех, кто неустанно практикует. Ибо как можно преуспеть без практики? Чтением книг и раздумьями о йоге успеха не достигнешь.

Ни ношением ритуальных одежд, ни разговорами о высоких материях, но лишь безустанной практикой успешно постигается истина. Это несомненно, и нет иного.»

~ Хатха-йога Прадипика

Обучаться йоге рекомендуется не исключительно по книгам, а с наставником, учителем или инструктором. Они, наиболее вероятно (зависит от уровня, опыта и способностей самого инструктора), подскажут подходящие ученику методы практики и путь в йоге. В этом особое предназначение инструктора, – и это одна из важнейших тем, изучаемых на курсе.

Именно поэтому в Школе Федерации некая «гибкость, сила и выносливость» не является определяющим фактором при поступлении. Важна мотивация стать тем человеком-проводником йоги с набором таких качеств, которые позволят уже вашим ученикам раскрыть свой потенциал. Также к нам приходит довольно много людей, которые сначала хотят разобраться лично для себя «что такое йога» и «мой ли это путь» и не имеют цели сразу становиться инструкторами.

Мотивация является более важным фактором при поступлении, чем физические данные абитуриентов и спортивная подготовка. Это – особенность Школы инструкторов йоги, которая, однако, не означает, что игнорируется физическая составляющая: ей посвящено около 80% занятий.

Такой подход к обучению инструкторов встречается в России редко. Мы не беремся обсуждать методы наших коллег, но строго придерживаемся вышеназванного принципа. При этом без лишней скромности хотим отметить, что Программа, а, следовательно, и наш подход к обучению, признан всеми крупнейшими мировыми организациями йоги (Международный Альянс йоги (Индия), Альянс йоги США, Международная Федерация йоги и т.д.).

Поэтому мы предлагаем самостоятельно решить, какой путь изучения и познания йоги вы выберете и, если этот выбор будет в пользу Школы инструкторов йоги, то мы постараемся все-таки найти у вас те самые «места» духовности. ОМ.

Духовность

Пожалуйста, поделитесь статьей с друзьями: