Йога и вегетарианство

17 Май 2015

Рано или поздно перед практикующими йогу встает вопрос о питании: изменения в теле требуют перемен в рационе – привычная пища может показаться грубой, практикующий начинает слышать себя и может менять привычную диету и образ жизни. Нередко резкие перемены (переход к вегетарианству/веганству) продиктованы политикой школы, к которой относит себя йогин (Дживамукти-йога, Аштанга-виньяса йога и т.д.).

Естественным образом возникают вопросы:

  • должен ли каждый йогин становиться вегетарианцем и почему?
  • что по этому поводу говорят древние тексты по йоге?
  • какие мнения известных учителей существуют по вопросу питания для йогина?

В Йога-сутрах Патанджали нет прямого указания на какое-либо правильное питание для йогина. Обычно приверженцы вегетарианского питания ссылаются на сутру 2.30, где речь идет о ямах, в частности, об ахимсе – непричинении вреда, ненасилии.

Б.К.С. Айенгар в своих комментариях к Йога-сутрам указывает, что:

«яма предполагает нежелание вреда, которое должно пронизывать любые наши помыслы, слова и поступки».

Исходя из подобного комментария, можно сделать вывод, что лишение жизни другого живого существа противоречит ахимсе.

В «Хатха-йоге Прадипике» (с комментариями Свами Муктибодхананды) в шлоках 58-63 конкретно указывается, какая еда способствует садхане йогина, а какая строго противопоказана. Так, в шлоке 59 четко указано, что алкоголь, рыба, мясо, творог и т.д. запрещены для практикующих хатха-йогу. Одновременно в шлоке 62 указывается на благоприятное употребление молока и меда – то есть придерживаться строгого вегетарианства не рекомендуется. Одновременно, Свами Муктибодхананда пишет в комментарии к шлоке 63:

«Следует, конечно, принимать во внимание и то, что диета, приводимая, в Прадипике, пригодна в основном для климатических и природных условий Индии. К тому же это питание практикующего хатха-йогина, посвящающего много часов в день своей садхане, а не человека, который занимается один час раз в неделю в классе йоги».

Обратимся также к «Гхеранда-самхите», одному из трех классических текстов по хатха-йоге наряду с «Хатха-йогой Прадипикой» и «Шива-самхитой»:

5.16. Кто начинает йогу без соблюдения диеты, тот только навлечёт на себя различные заболевания и останется без Сиддхи.

5.17. Пища для йогина: рис, ячменный или пшеничный хлеб, фасоль – чистая и без стручков.

5.18. Йогин должен есть огурцы, плоды хлебного дерева, манакачу, каккола, зизиф, бананы и фиги.

5.19. Незрелые бананы, маленькие бананы, банановые стебли и корни, бринджаль, корни и плоды растения риддхи,

5.20. молодые зелёные овощи, чёрные овощи, листья Патолы, Виштука (вил шпината), овощи Хималочика – вот виды овощей, которые подходят для йогинов.

5.21. Пища – чистая, сладкая и не острая – должна наполнять желудок наполовину. Это – умеренное питание.

5.22. Половина жедудка должна быть наполнена пищей, четверть – водой, а ещё одна четверть должна оставаться для свободного движения газов.

5.23. Начиная заниматься йогой, избегай всего горького, острого, кислого, солёного и жареного, а также кислого молока, разбавленной молочной сыворотки, плотных овощей, алкогольных напитков, орехов винной пальмы и перезрелых плодов хлебного дерева.

5.24. Также следует избегать плодов Кулаттха, плодов чечевицы, тыквы и вьющихся растений, диких огурцов, ягод Капитха и Палаша,

5.25. а также Кадамба, лимонов, Бимба, Лукуча (разновидность хлебного дерева), чеснока, Пилала, Хинга, Сальмали и Кемука.

5.26. Начинающий йогу должен избегать путешествий, женщин и не должен греться у огня. Он также должен избегать сливочного масла, скисшего молока, сахарного сока и сока сахарного тростника; спелых бананов, кокосовых орехов, гранатов, винограда и всего, в чём есть кислый сок.

5.27. Однако йогин должен есть кардамон, мускатный орех и белую гвоздику,

5.28. Розовые яблоки, финики и другие плоды, возбуждающие жизненную силу.

5.29. Для хорошего настроения пища йогина должна быть легко перевариваемой, нежгучей и подходящей, чтобы образовывать основные вещества тела.

5.30. Йогин должен избегать всего, что долго стояло, что с трудом переваривается и загнивает в кишечнике; а также того, что слишком горячо.

Дешикачар Т.К.В. в своей книге «Сердце йоги» высказывает интересную позицию по поводу употребления мясной пищи, он призывает йогина в первую очередь быть разумным и не забывать о доброте по отношению к самому себе: в голодный период отказываться от мяса, если ничего другого нет, он считает, безответственным и неразумным, как по отношению к себе, так и по отношению к людям, перед которыми у нас есть обязательства. Дешикачар призывает, думая об ахимсе, тренировать способность оценивать ситуацию.

Фото

Обратимся к труду Б.К.С. Айенгара «Йога Дипика: прояснение йоги». Во введении к своей книге Гуруджи, рассказывая читателю о яме, четко выражает свою позицию по поводу практики ахимсы:

«Йог верит, что убить или уничтожить существо – значит оскорбить его Создателя. Люди совершают убийства ради пропитания или из самозащиты. Но, если человек – вегетарианец, это еще не значит, что он чужд насилия по темпераменту или что он йог (хотя вегетарианство – необходимое условие для занятий йогой)».

Фото

Еще один знаменный ученик Кришнамачарьи – Паттабхи Джойс в книге «Йога Мала» высказывает следующее мнение по поводу правильной еды для йогина:

«Человек, практикующий йогу, должен употреблять в пищу только продукты саттвического качества. Ни в коем случае нельзя питаться продуктами, которые взращивают страсть и порождают сумерки сознания, например мясом или жиром. Следует отказаться также от употребления ядовитых веществ, таких, например, как никотин».

Фото

Основатели популярного на западе стиля «Дживамукти йоги» Шерон Геннон и Девид Лайф являются не только убежденными веганами, но и активистами, борющимися за права животных, таким образом, их понимание ахимсы идет гораздо дальше, чем отказ от употребления в пищу мяса животных – они призывают полный отказ от всей продукции, изготовленной из шкур или кожи животных, отказ от товаров, которые могли тестироваться на животных и т.д. Всех своих последователей вышеназванные ученики Шри Паттабхи Джойса призывают следовать веганской диете, ибо это один из залогов успешной практики йоги.

Обратимся к мнению российских преподавателей йоги. Например, Сергей Агапкин твердо убежден, что отказ от мяса может повлечь серьезные проблемы со здоровьем, в том числе железодефицитную анемию (интервью Yoga Journal, №38), а также, что йога подразумевает под собой освобождение от всех условностей, а не формирование новых, например, в вопросах питания. Михаил Константинов, директор Аштанга-йога центра, высказывает противоположное мнение:

«Если вы собираетесь полностью погрузиться в традиционную хатха-йогу, включая интенсивную практику асан, выполнение длинных циклов сложных пранаям, медитацию и пр., то вам неизбежно придется стать вегетарианцем. Но это произойдет мягко и постепенно, с усилением и усложнением практики».

Итак, мнения по поводу вегетарианской диеты разнятся от школы к школе и от учителя к учителю. Возможно, самым оптимальным вариантом для начинающего йогина будет быть честным перед самим собой и окружающим его миром, оптимально оценивать последствия своих действий и помнить о законе кармы. Практика открывает новые горизонты, за которыми старательный йогин обязательно найдет необходимые ему ответы, установит гармоничный для него режим и корректный план питания. Искреннее соблюдение этических принципов поможет приблизиться к высшим целям йоги.

Лично я убеждена, что если практиковать именно йогу, а не просто асаны, и относиться к своей практике максимально осмысленно, то переход на вегетарианство неизбежен. Он будет приятным, мягким и само собой разумеющимся. Сердце йогина раскрывается, сострадание не является чем-то чуждым, мы начинаем отчетливо осознавать, как все живые существа в мире связаны, и какое влияние один взятый человек оказывает на мир.

Я уверена, что именно йога способна открыть нам глаза и помочь нам стать более осознанными: ведь, если подумать – почему мы признаем расизм, сексизм, рабство вещами вне закона и чем-то ужасным, а повсеместное убийство живых существ и намеренное причинение им вреда – порядком вещей? Тогда, где же ахимса?..

Многие сторонники мясной диеты приведут тысячу доводов о вреде вегетарианской диеты и её бессмысленности. Однако, ученые мира уже давно открыли, что в той же сое во много раз больше белка, чем в куске мяса, что ресурсы, затрачиваемые на производства мяса в разы превышают ресурсы, затрачиваемые на производство растительных продуктов.

И, если мы еще раз обратимся к ямам, то мы можем увидеть следующее:

  • что такое ахимса, как не непричинение вреда и бережное отношение к природе и животным;
  • что такое сатья, как не разглашение правды о том, какие страдания претерпевают животные перед тем, как попадают на тарелку;
  • что такое астея, как не воздержание от обладания тем, что нам не принадлежит – а, именно, другими живыми существами;
  • что такое брахмачарья, как не прекращение эксплуатации животных, связанной с их размножением – получение яиц, молока и их детенышей;
  • что такое апариграха, как не отказ от ненужных нам вещей и неворовство у природы: мы можем прожить без норкового манто, а вот 50 норок, чьи шубки понадобились для её изготовления, были убиты ради… чего?

Фото

Фото
Автор: Наталия Бедина – сертифицированный инструктор хатха-йоги, выпускница Школы инструкторов йоги ФЙР. Практик йоги с 2009 года. “Однажды йога повлекла за собой значительные изменения в моей жизни, и одно из них — вегетарианская диета, для меня две эти практики неразделимы. Сейчас я изучаю для себя вопрос сбалансированной веганской диеты.”

Пожалуйста, поделитесь статьей с друзьями: