Зачем йога детям?

04 Мар 2015

Йога – очень широкое понятие, намного большее, чем просто понятие асан, пранаям и медитации. Йогой можно считать особый осознанный образ жизни, связывающий все проявления человека воедино, удерживающий, концентрирующий мысли, чувства, реакции, тело и дух. Это тренировка и осознанная работа над любым внешним и внутренним процессом. Настоящий йог – не тот, кто скручивается в узел и ходит по иглам, а тот, кто обуздал свой ум, тело и внетелесные проявления. Тот, кто непрерывно пребывает в настоящем моменте, здесь и сейчас.

Какое отношение имеет этот аспект к детству, детям, их непосредственности и внезапности? Да самое прямое. Дети в своей увлеченности настоящим, погружении в игру иллюстрируют принцип “здесь и сейчас” очень понятно и ярко. Однако другая сторона – осознанность своего тела, мыслей, чувств, реакций, эмоций – детям не так хорошо знакома. Вот главный смысл практики йоги для детей – научиться понимать и контролировать проявления своего я, понять себя, сохранив при этом искренность и природную непосредственность.

В играх, в общении друг с другом, находясь на природе, дети зачастую достигают этих целей самостоятельно, без помощи взрослых или каких-либо занятий. Однако условия жизни современных детей, к сожалению, не располагают к такому естественному развитию, скорее наоборот, ведут к механическому копированию взрослых, приобретению нездоровых привычек и еще большему отдалению от естественного образа жизни. Пребывание в организованном детском коллективе, посещение большого количества занятий, необходимость усваивать большое количество информации, засилие визуальных и аудиальных стимулов ведут к физическим и психическим перегрузкам, отдалению от своего истинного я. Такие дети, не имея возможностей восстановиться, обратиться внутрь, все больше и больше втягиваются в водоворот суеты, зависимости от телевизора, компьютерных игр или еды, которые, как им кажется, позволяют им отвлечься, перенастроиться и отдохнуть. Однако это не так. Все раньше и раньше наступает такое состояние, при котором человек действует рутинно, без осознания происходящего, без ощущения настоящего момента, его счастья и красоты – как неодушевленный робот. А ведь мы сейчас говорим не о взрослом, придавленном кучей проблем и обязанностей, а о ребенке, беззаботном и непосредственном.

Глубокое расслабление, общение с природой, физические активные игры, чтение, ничегонеделание или медитация дают ребенку это так необходимое ощущение осознанности, настоящего момента. Все эти естественные вещи должны присутствовать в жизни детей по максимуму, должны быть встроены в их образ жизни. Живя в большом городе, мы испытываем перегрузку от стимулов, необходимости накапливать информацию, но не сортируем и не используем ее эффективно. Мы все, а особенно дети, отчаянно нуждаемся в периодической перезагрузке, чтобы оставаться живыми. Мы, родители, должны возвращать наших детей обратно в детство, играя с ними в беззаботные игры, пуская мыльные пузыри, бесцельно бродя с ними по лесу, обращать их внимание на красоту и величие окружающей природы. В наше быстрое время мы должны научиться сами и научить наших детей останавливаться, замедлять ритм жизни, искать наслаждение в простых и естественных вещах: прогулке, наблюдении за облаками, насекомыми, вкусной еде, неспешной беседе. Мы должны учиться слушать и слышать своих детей и себя, испытывать счастье быть собой, любить и быть любимыми, сливаться с энергией Вселенной, дышать с ней в такт, ощущать себя частью большого и прекрасного мира, наполняться любовью к себе и окружающему нас.

Вот что есть йога в самом широком смысле слова, и этим смыслом преподаватели детской йоги и пытаются наполнить занятия, показать его детям, дать его почувствовать и вдохновить искать его самостоятельно.

Собственно практику йоги для детей в этом смысле можно рассматривать как поддержку повседневным занятиям, учебе, жизни детей. Ведь эти занятия могут быть очень и очень разными и решать огромное количество задач и вопросов.

Что же это за задачи?

Самая явная – это ОФП (общая физическая подготовка). Гармоничное развитие, укрепление и растяжение всех групп мышц. Физиологичность нагрузок, травмобезопасная практика, направленная в первую очередь на оздоровление организма. В результате целенаправленных программ работы с телом, с учетом возрастных особенностей, укрепляются мышцы спины и торса, улучшается осанка, снижается утомляемость, выправляется плоскостопие и другие неправильные положения стопы. За счет укрепления мышц спины и торса улучшается работа внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, нормализуется выделительная функция. У школьников снижается утомляемость, проходят головные боли, улучшается зрение, способность к концентрации и общая работа мозга. Этим объясняется положительное влияние на успеваемость и усвоение информации.

Асаны йоги развивают координацию, проприоцепцию, связанность работы полушарий мозга, и как следствие логическое и творческое мышление, креативность и сообразительность.

Умеренные физиологичные растяжки способствуют слаженной работе опорно-двигательного аппарата, создают благоприятный фон для гармоничного развития и роста.

Асаны имеют выраженное влияние на гормональную систему, поэтому приносят ощутимую пользу юношам и девушкам во время сложного периода полового созревания, помогают сгладить кризисы взросления.

Кроме очевидных положительных эффектов в физическом теле, йога является своего рода психотерапией. Помимо навыка расслабления она дает детям понимание своего тела и способ выражения чувств и эмоций. Это может проходить как в форме работы с телом через асаны, так и через парные и групповые упражнения, игры, беседы и другие упражнения (занятия-сказки, занятия-путешествия, ритмические занятия для маленьких, познавательные занятия, философские беседы, медитации, релаксации, пение, танец, телесно-ориентированная терапия, занятия, поддерживающие школьную программу и т.д.). На занятиях обязательно отводится время на специальные техники, которые учат детей выражать свои мысли чувства, слушать и слышать себя и других. Переводить эмоции в ощущения, дистанцироваться от своих чувств, принимать их и работать с ними – то есть быть хозяином своих эмоций.

Занятия детской йоги помогают решить проблемы опорно-двигательного аппарата и исправить осанку, нормализовать работу внутренних органов, улучшить проприоцепцию. Происходит телесная психотерапия, у детей развивается гибкость, сила и ловкость, создается полезная привычка к практике, улучшается взаимодействие полушарий головного мозга и в целом работа мозга. Дети с раннего возраста учатся навыкам расслабления (которые потом весьма полезны при возникновении сложных ситуаций в юношеской и взрослой жизни), учатся работе и взаимодействию в группе, принятию себя и других, учатся работать со своими чувствами и эмоциями. У них повышается уверенность в себе, развивается осознанность, улучшается концентрация, успеваемость и поведение.

Группа детской йоги – это принимающий и очень комфортный коллектив, в который дети с удовольствием приходят и остаются надолго. Это равные возможности для всех возрастов и способностей, от периода новорожденности до подросткового возраста: йога приносит ощутимую пользу всем, потому что – она для сильных и слабых, для тихих и гиперактивных, для сообразительных и талантливых, для детей с особенностями (например, СДВГ), для неуверенных, для маленьких и больших, мальчиков и девочек. Замечательно, когда занятия йоги интегрированы в школах, лагерях, детсадах. Детская йога работает с широким спектром возрастных групп: от новорожденных до подростков – каждому возрасту йога дает свое. Йога помогает ребенку расти здоровым, гармоничным, сильным и красивым – настоящим человеком.

Фото

Зачем йога детям?

Автор: Анна Федака

Руководитель курсов Детской и Перинатальной йоги Школы инструкторов йоги ФЙР. Более 10 лет занимается исследованиями в области холистических методов лечения, медицины, домашнего акушерства, женских практик. Мама четверых детей, двое из которых рождены дома.

Пожалуйста, поделитесь статьей с друзьями: