Ом Намах Шивайя

01 Авг 2014

OM NAMAH SHIVAYA (ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ) – одна из важнейших мантр в индуизме и одна из немногих, для которой не требуется предварительная дикша (посвящение). Она написана на всех известных языках, к которым шиваизм, индуизм и тантризм имеет хоть какое-то отношение. Также существует масса вариантов ее неправильного написания и произношения, что вас совершенно не должно смущать.

В зависимости от количества слогов она может называться Панчакшара (мантрой 5-ти слогов) – или Агхора-мантрой (мантрой бесстрашия) или, в случае добавления Ом – Шадакшара-мантрой (мантрой 6-ти слогов – om-na-maḥ-śi-vā-ya). Прямой перевод этой мантры довольно прост – «Поклонение Благому», но ее суть состоит не просто в произнесении, а именно в том, как она произносится: музыкальный ряд мантры демонстрирует связь пяти перво-элементов (земли, воды, огня, воздуха и акаши) с ипостасью Бога Шивы – Панчамукхой (или Панчананой) – «обладающим пятью ликами».

Любое ритуальное действие не может быть простым и от порядка расстановки слогов (звуков) Панчакшара мантра может также называться:

Sthula-pancakshara – «Намах Шивайя»;
Sukshma – «Шивайя намах»;
Karana – «Шивайя Шива»;
MahaKarana – «Шивайя»;
MahaManu или Mukhti – «Ши».

Как уже было отмечено, Панчакшара-мантра может произноситься каждым. Но так как основой индуизма и шиваизма является принцип «порождение всего из вибраций (звуков)», то более серьезным практикам мы все-таки советуем обратиться за посвящением. Ибо только правильное (и точное по звучанию) произношение мантр будет давать вам ее силу. В любых других случаях это будет лишь музыкальным исполнением, что довольно часто встречается в последнее время даже среди весьма известных исполнителей. Это делает и исполнителя и саму мантру более известной среди широкого круга людей, однако не оказывает ожидаемого воздействия. Гранд-мастер йоги и один из наиболее известных приверженцев шиваизма в России Денис Заенчковский рассказывал, что «сила заключается в многократном (правильном) произношении мантры, передаваемой от учителя ученику и ее преемственности на протяжении многих поколений (веков). Иногда процесс передачи мантры занимает несколько часов, пока не будет достигнута абсолютная идентификация ее звучания».

Это лишь весьма поверхностное объяснение Панчакшары. Более серьезное использование мантр требует изучения многочисленных нюансов, которые бережно хранятся в любой «традиции». Помните об одном: смысл и сила мантры не в «построчном переводе», а в правильном произношении!

Ом Намах Шивайя

Пожалуйста, поделитесь статьей с друзьями: